1 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Паспорт программы развития 3. Раздел I Информационный 3.1. Информационная справка об образовательной организации 3.1.1.Общие сведения о ДОУ 3.1.2. Характеристика материально-технической базы 4. Раздел II Аналитический 4.1. Анализ воспитательно-образовательного пространства 4.1.1 Анализ кадрового состава и условий труда работников 4.1.2 Анализ состояния управления детского сада 4.1.3 Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников 4.1.4 Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса 4.2 Анализ деятельности образовательной организации 4.2.1 Характеристика реализуемых образовательных программ 4.2.2 Анализ реализации воспитательно–образовательной работы 4.2.3 Результаты анализа деятельности образовательной организации 5. Раздел III Концепция программы развития 6. Раздел IV Программные мероприятия 6.1 Инновационные риски 7. Раздел V Управление программой развития 8 Раздел VI Подпрограммы программы развития 6.1 Подпрограмма «Сопровождение реализации ФГОС ДО» 6.2 Подпрограмма «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» 6.3 Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования в ДОУ» 6.4 Подпрограмма «Развитие кадрового потенциала ДОУ» 6.5 Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» 6.6 Подпрограмма «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ» 2 Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Ориентация на ребенка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Особенности территориального расположения, экологических, экономических, социальных, культурно – ценностных особенностей нашего поселка потребовала разработки модернизации программы. Изменения требований, предъявляемых к системе образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития ребенка, внедрение педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества и инновационных процессов повышении качества дошкольного образования в МАДОУ д/с «Ладушки» с. Оймур. Проектирование существенно облегчает процесс развития. Только при наличии тщательно продуманного плана можно видеть перспективы деятельности, отслеживать результаты. Именно поэтому коллектив МАДОУ д/с «Ладушки» принял решение о разработке программы Развития дошкольного образовательного учреждения на три года. Статус Программы развития: нормативный документ дошкольной образовательной организации, в котором отражаются цель, задачи и комплекс мероприятий, направленных на создание условий для реализации образовательной программы дошкольного образования. Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольной образовательной организации на достижение целей развития и повышения качества образовательной деятельности. 2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование Программы Программа Развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Ладушки» с. Оймур на 2019-2023 годы» (далее - Программа). Основание для Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании разработки Программы в Российской Федерации; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26); Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства от 15.05.2013г. №792-р; 3 Социальный заказ Автор программы Конституция Российской Федерации. Закон «Об образовании Республики Бурятия» Устав МАДОУ Детский сад «Ладушки» с. Оймур 1) Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3 )Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 4) Предоставление муниципальных и дополнительных услуг в рамках реализации основной и вариативных программ дошкольного образования. Заведующий ДОУ и педагогический коллектив Основные исполнители Коллектив ДОУ, родители воспитанников, воспитанники программы Сроки реализации Программа реализуется в период с 2019г. по 2023 г. Программы Цель программы Повышение качества образования и воспитания, обеспечивающего развитие ребенка, через внедрение инновационных процессов в образовательном учреждении и учетом требований современного общества, современной образовательной политики. Задачи программы 1.Создать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром с учетом этнокультурной ситуации развития детей путем усовершенствования предметно-развивающейся среды в соответствии с ФГОС ДО; 2. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования услуг различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 3. Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части освоения педагогами технологий в интеграции образовательных областей; 4. Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе; 5. Рациональное использование материальных ресурсов, поиск дополнительных источников финансирования. Приоритетные 1. 1.Модернизация условий для реализации ФГОС ДОв рамках 4 направления Программы материальных возможностей ДОУ 2. 2.Повышение уровня оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей воспитание здорового дошкольника 3. 3.Совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ 4. 4.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, через систему разноуровневых обучающих мероприятий. 5.Сотрудничество с семьями воспитанников ДОУ и социальными партнерами через использование современных и эффективных форм взаимодействия Финансовое обеспечение 1. Рациональное использование средств муниципального программы бюджета. 2. Спонсорская помощь, благотворительность. Сроки и этапы Программа рассчитана на 3 года реализации Программы 2019 – 2020 г. – Организационно – подготовительный этап (создание условий и формирование структуры реализации программы). 2020 – 2021 г. – Этап практического внедрения (действия по реализации программы). 2022 – 2023 г.–Заключительный. Аналитически – информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). Ожидаемые результаты 1. Создание условий,обеспечивающих содержательно – реализации программы насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной предметно – развивающей среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческого потенциала каждого ребенка. Освоение вариативных Программ и новых форм дошкольного образования, посредством организации кружковой деятельности различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей; 1. 2.Эффективное использование форм, методов и средств воспитания, обеспечивающих приобщение детей к здоровому образу жизни и физической культуре 2. 3.Совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ. 3. 4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.отвечающего современным требованиям образовательной политики. 5. Создание творческих проектов в ДОУ с родителями воспитанников (законных представителей) для активного участия в образовательном процессе. 6.Повышение качества образования за счёт организации взаимовыгодного сотрудничества с новыми социальными партнерами. 5 3. Раздел IИнформационный 3.1.Информационная справка Общие сведения Полное наименование ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ладушки» с. Оймур Сокращенное наименование ДОУ МАДОУ Детский сад «Ладушки» с. Оймур Учредитель АдминистрацияМО «Кабанский район» РБ Тип Органы Уставу) самоуправления Автономное учреждение (по Общее собрание работников, Педагогический совет, Наблюдательный Совет, Родительский Совет. Административноуправленческий аппарат Телефоны Заведующая Лапина Любовь Владимировна Электронная почта Ladushki.dou@yandex.ru Адрес 671242, Республика Бурятия, Кабанский район, с. Оймур, ул. Октябрьская, 6 Б Утвержден постановлением Администрации МО «Кабанский район» 19 января 2015г №82 серия: 03Л01, номер: 0001054, регистрационный номер 2507 от 16 февраля 2016г, срок действия: бессрочно. Устав Лицензия 8(30138)94-6-67 Структура ДОУ Режим работы – пятидневный. Режим работы групп: - с 07.30 до 18.00ч. В детском саду функционирует 3 группы: - смешанная ранняя – дети с 1,5 до 3 лет, - младшая дошкольная смешанная – дети от 3 до 5 лет - старшая дошкольная смешанная – дети от 5 до 7 лет Численность детей – 65 ДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования (далее – ООП ДО), разработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Результатами освоения ООП ДО являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и базируются на ФГОС ДО. С 2015 по 2019 год ДОУ работало над поэтапным введением ФГОС ДО. Среди сильных сторон деятельности ДОУ, сформированных в результате реализации Программы развития ДОУ на 2015 – 2019г - Достижение нового образовательного результата, путемреализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; 6 -Рост профессионального уровня педагогов через прохождение курсов повышения квалификации, семинары, мастер-классы, методобъединения; -Сохранение и укрепление здоровья детей; -Укрепление материально-технической базы, совершенствование современной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. -Увеличение количества воспитанников, принявших участие в соревнованиях, конкурсах, направленных на укрепление здоровья, формирование физических и волевых качеств у детей. -Увеличение доли педагогов ДОУ, принявших результативное участие в конкурсах профессионального мастерства, различных конкурсах районных, республиканских. Повышение профессиональной компетенции педагогов, в том числе в области использования ИКТ. - Обеспечение эффективности и преемственности дошкольного и начального общего образования -Активное участие родителей -Информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, ведение сайта ДОУ, использование ИКТ-технологий; 3.1.2Развитие материально-технической базы: За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности (здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием. Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: 3 групповых комнаты, три спальни, оснащенные необходимым оборудованием. В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и требованиями государственного образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). На территории детского сада -цветники и спортивно-игровая площадка. Согласно требованиям СанПиН прогулочные площадки групп требуют полного оснащения игрового оборудования. . Вывод: Продолжать работу по пополнению учебно-методической базы, и по мере финансовой возможности выполнить необходимые пункты пообеспечениюдоступной среды. 4. Раздел II Аналитический 7 4.1 Анализ воспитательно-образовательного пространства 4.1.1 Анализ кадрового состава. Кадровое обеспечение. Учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Заведующий дошкольным учреждением имеет среднее специальное педагогическое образование, педагогический стаж работы свыше 30 лет. Педагоги, работающие в ДОУ (4 чел.), имеют среднее специальное педагогическое образование. У всех первая квалификационная категория. 1 музыкальный руководитель по совмещению. Образовательный уровень педагогов Образование Всего педагогов: Среднее специальное 2018 4 4 2019 4 4 Квалификационный уровень педагогов: 2018 Всего педагогов: 4 Категория: чел 1 категория 4 2019 4 чел 4 Педагогический стаж До 5 – 10 лет 5 лет Воспитатели Музыкальный руководитель 10-15 лет 2 15 – 20 лет Свыше 20 лет 2 1 Педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в условиях модернизации системы образования ФГОСДО. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет благоприятный психологический микроклимат. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком и требованиями ФГОС ДО. Вывод: В учреждении функционирует опытный, работоспособный творческий коллектив, обладающий достаточным потенциалом для результативного осуществления и внедрение инновационных процессов в педагогическую деятельность. 4.1.2 Анализ состояния управления детского сада Система планирования работы детского сада представлена ООП ДОУ и годовым планом. 8 Руководство осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации. Сотрудники выполняют функциональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями. Создана база нормативно - правовой документации, регулирующая деятельность участников образовательного процесса. В МАДОУ д/с «Ладушки» соблюдаются правила по охране труда, обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Контроль позволяет периодически получать информацию о положении дел в детском саду, своевременно выявлять отклонения от ожидаемых результатов и вносить коррективы, тем самым, обеспечивая оптимальный вариант гибкого планирования. По результатам контроля оцениваются результаты деятельности педагогов, вырабатываются рекомендации, составляются отчеты по результатам диагностики, проводится сравнительный анализ динамики развития. Вывод: уровень управления МАДОУ д/с «Ладушки» на данном этапе развития можно оценить как достаточный.Необходимо: Цели Подсистемы Содержание деятельности 1. Определить содержание учебновоспитательной работы в соответствии с выбранной программой и государственными стандартами 2. Сформировать у педагогов потребность непрерывного профессионального роста как условие достижения эффективности результатов деятельности дошкольного учреждения Обучение, воспитание, развитие Формирование банка данных о выполнении программы и государственных стандартов, о состоянии учебно-воспитательного процесса, методической работы, исполнении протоколов педсоветов и совещаний при заведующей и производственных совещаний Научнометодическое обеспечение Формирование банка данных о ППО, новых исследованиях в области педагогики, дидактики, психологии; методического материала о состоянии работы в ДОУ, договорах, формирование целей по развитию форм, методов и средств совершенствования УВП, методической деятельности коллектива и отдельных воспитателей, педагогов. Планирование методической работы, УВП. Организация исполнения воспитательнообразовательных планов, программ и плана работы ДОУ, обобщение и внедрение ППО, повышение квалификации; контроль и оценка методической работы 3.Создать Экономическое Планирование постатейного выполнения сметы, экономический и материально- привлечение спонсоров, Оперативное устранение механизм, обеспе- техническое аварий, ремонт оборудования; заключение чивающий обеспечение договоров и отслеживание их выполнения, функционирование организация работы по технике безопасности, саДОУ в условиях нитарно-гигиеническому режиму рыночных 9 отношений 4. Создать условия социальнопсихологического комфорта и защищенности всех участников педагогического процесса 5.Обеспечить соблюдение действующих правовых норм и конвенции о правах ребенка 6. Создать механизм взаимодействия детского сада и социума, обеспечивающий достижение целей ДОУ СоциальноАнализ состояния социально-психологической и психологическое правовой защиты всех участников УВП. обеспечение Прогнозирование, планирование и организация условий для реализации развития личности, контроль и коррекция социальнопсихологической и правовой защиты всех членов коллектива Правовая защита Прогнозирование, планирование развития ДОУ, организация совместной деятельности учреждений образования с другими социальными институтами по достижению целей ДОУ Региональное взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами Участие в анализе деятельности, определение целей развития ДОУ, планирование и организация деятельности коллектива, экспертной оценке совместно с другими органами 4.1.3 Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется изучению контингента родителей. Систематически педагоги проводят информационно-аналитическую работу по выявлению социального и образовательного статуса членов семей воспитанников. Дошкольное учреждение посещают дети из семей, среди которых: Статус семьи Полная семья Неполная семья Многодетная По социальному статусу: Кол-во 48 4 6 Служащие 14 Рабочие 20 Домохозяйки 31 Деятельность МАДОУ д/с «Ладушки» по работе с семьями воспитанников ориентирована на конструктивное сотрудничество, расширение форм детско-взрослого взаимодействия, на повышение заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь в создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В дошкольном учреждении существует возможность проконсультироваться, получить ответ на любой интересующий вопрос, участие в совместных досугах, творческих проектах, выставках, спортивных мероприятиях, праздниках. 10 Вывод: взаимодействие с семьями воспитанников ведется на высоком уровне, удовлетворенность родителей качеством воспитания и образования, что свидетельствует результаты анкетирования родителей. Необходимо введение новых форм работы с семьями воспитанников, для более активного участия в образовательно-воспитательном процессе. 4.1.4 Анализ состояния здоровья, физического развития медицинского сопровождения образовательного процесса воспитанников и В детском саду особое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья детей. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется ФАП (медицинская сестра). Сравнительный анализ заболеваемости детей Год Заболеваемость детей в случаях 2017– 2018 2018 -2019 210 191 Пропущено Пропуски на 1 Посещаемость дней по ребенка по детей детодни болезни болезни 945 8 7455 1592 6 8378 Сравнительная таблица групп здоровья детей по годам Год 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа здоровья здоровья здоровья здоровья 2017-2018 17 50 5 2018-2019 18 48 7 Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо: -укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления; -повышать уровень физической подготовленности детей; -снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями. Сравнительный анализ адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов: I этап – подготовительный (до прихода ребенка в ДОУ). На данном этапе, главная задача – помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболезненно адаптироваться ему в детском саду. II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа воспитателя. На данном этапе происходит становление доверительных отношений (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад. 11 Степень тяжести 2017 г. адаптации 60 % Легкая 39% Средняя 1% Тяжелая 2018 г. 2019 г. 65 % 35 % - 70 % 30 % 1 Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее: -создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе; -работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад; -правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и упражнения. Оздоровительно – профилактическая работа Система оздоровительной работы включает в себя 5 блоков: 1. Соблюдение санитарно – гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду. 2. Реализация системы оздоровительно - профилактической работы. 3. Организация сбалансированного питания. 4. Реализация системы физкультурно – оздоровительной работы. 5.Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса. В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий -оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле; - проведение фильтров; -обеспечение сбалансированного питания. При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка. Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры. В летний оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице. Увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13. Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни. 12 Организация питания Одним из условий, обеспечивающих здоровье воспитанников, является организация и качество питания. Порядок обеспечения продуктами питания осуществляется путем заключения договоров на оказание услуг по хранению и доставке продуктов; закуп продуктов питания. Организация питания осуществляется согласно «20-дневному меню», в соответствии с нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 и согласованным с Роспотребнадзором. Вывод: таким образом, уровень организации питания отвечает современным требованиям санитарных правил и норм, способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников. 4.2 Анализ деятельности образовательной организации 4.2.1 Характеристика реализуемых образовательных программ Основной программой является программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Наряду с ней используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности.В ДОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Результативность работы по программам и технологиям отслеживается с помощью регулярной диагностики, проводимой по мере необходимости. Ее данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей. Диагностика позволяет педагогу осуществить своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей умственного и физического развития детей. Учителями школ, куда приходят наши выпуски, отмечается хорошая подготовка руки к письму, высокий уровень развития, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы. Наряду с достигнутыми положительными результатами актуальна проблема повышения качества образования. Повышению качества образования способствуют методы развивающего обучения, интеграция образовательного процесса, уход от традиционной модели обучения, использование современных технологий, инноваций. Применяется проектная деятельность - как один из современных инновационных методов. Ожидаемые результаты: 13 - Высокая и стабильная результативности в укреплении физического развития и здоровья детей. - Углубление представление о здоровье, личной гигиене, физкультуре и спорте, правилах безопасности, расширение кругозора дошкольников. - Укрепление сотрудничества с семьями воспитанников через привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, путем создания системы взаимодействия педагогов и семьи, направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни и физическое развитие дошкольников. - Оптимизация оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с воспитанниками учреждения. Учебный план МАДОУ д/с «Ладушки» соответствует основным целям дошкольного образовательного учреждения, отражает его специфику, учитывает разные уровни развития детей, ориентирован на воспитание и обучение детей, развитие умственных и творческих способностей. Педагогический коллектив осуществляет образовательный процесс с детьми дошкольного возраста (дети с 1,5 до 7лет) в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и парциальными программами. Образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня, в соответствии с СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в соответствии с расписанием НОД. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Вывод: ООП ДОУ соответствует требованиям ФГОС. Необходимо внедрять различные вариативные программы. 4.2.2 Анализ реализации воспитательно – образовательной работы Разработана основная общеобразовательная программа (далее ОО), направленная на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие во взаимосвязи. ООП охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. На основании п. 2.11. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования реализации программы осуществляется: -через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной); -через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей; -в ходе взаимодействия с семьями воспитанников. По итогам мониторинга освоения программного материала дети всех возрастных групп материал по всем образовательным областям усвоен на следующем уровне: Наименование образовательной деятельности Уровень освоения основной общеобразовательной программы младшей группы за 2018-19г. Начало года Конец года 14 Социально – 57% коммуникативное развитие Познавательное 50% развитие Речевое развитие 60% Художественно – 54,7% эстетическое развитие Физическое 58,1% развитие Наименование образовательной деятельности Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Наименование образовательной деятельности Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Наименование образовательной деятельности Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие 97% 93,5% 94,1% 95,2% 95,1% Уровень освоения основной общеобразовательной программы средней группы 2018-19г. Начало года Конец года 57% 97% 50% 93,5% 60% 94% 54,7% 95,2% 58,1% 95,1% Уровень освоения основной общеобразовательной программы подготовительной группы 2018-19г. Начало года Конец года 68% 95,2% 62% 97% 70% 95% 66% 95,4% 64% 97% Уровень освоения основной общеобразовательной программы старшей группы 2018-19г. Начало года Конец года 74% 94% 62% 92% 64% 86% 70% 90% 74% 94% 15 Представленные результаты учебно-воспитательного процесса за2018,2019 у.г позволяют сделать вывод: динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы МАДОУ д/с «Ладушки» нового содержания и организации образовательного процесса, методов и приемов воспитания и обучения, комплексным подходом к развитию личности наших детей. Цели и задачи. 1. Продолжать работу по всем направлениям программы, особое внимание уделить разделам с наименьшими показателями. 2. Продолжать оснащать педагогический процесс учебно-дидактическими и методическими пособиями по всем разделам программы. 4.2.3 Результаты анализа деятельности образовательной организации Представлены в виде таблицы: № Требуемые условия Имеющиеся условия Недостающие условия 1. Кадровые условия Укомплектованность 100% 1.1 педагогическими кадрами Прохождение курсовой 100% 1.2 подготовки педагогами по вопросам ФГОС Наличие постоянного Наличие методического 1.3 методического совета, творческих групп сопровождения педагогов в дошкольной по проблемам внедрения организации ФГОС ДО Должностной состав и 100% 1.4 количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы Самообразование и Самообразование – на повышение квалификации постоянной основе педагогических работников Повышение ДОУ квалификации педагогических работников по плану 2. Материально – технические условия 2.1 Соблюдение требований в соблюдаются соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами 2.2 Соблюдение требований в соблюдаются соответствии с правилами пожарной безопасности 2.3 Оснащенность помещений Оснащение помещений Ограниченные условия развивающей предметно – происходит по мере финансирования пространственной средой выделения целевых в соответствии с ФГОС средств и исходя из ДО возможностей учреждения 2.4 Наличие материально – имеется Ограниченные условия технического обеспечения финансирования. 16 программы (учебно– методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)) Создать и оснастить современным ТСО для использования воспитателями для работы с детьми. Приобрести раздаточный дидактический материал на каждого ребенка всех возрастных групп Финансовые условия Отражение структуры и Предусмотренное Необходимы объема расходов, финансирование дополнительные необходимых для образовательного процесса финансовые средства на реализации Программы, а образовательную также механизм их деятельность и формирования обновление материально – технической базы учреждения(оборудование площадок) Вывод: образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями образовательной политики РФ. В ДОУ должна быть создана система постоянного сопровождения педагогических кадров, с целью методической поддержки педагогов. 3. 3.1 4.Раздел III Концепция программы развития Концепция основывается на праве каждого ребенка на получение полноценного качественного образования. Для этого в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирования таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность дальнейшей жизнедеятельности. Должны создаваться условия, способствующие профессиональному развитию педагогических работников, участию родителей (законных представителей) ребёнка в деятельности ДОУ, расширению эффективных внешних связей Для этого необходимо выработать стратегию ДОУ, а также определенную последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным результатам. Стратегия развития ДОУ на 2019-2023г.г. Для решения концептуальных идей разработана стратегия развития ДОУ до 2021 года. Стратегия представляет собой совокупность задач, которые необходимо реализовать для достижения поставленных целей: • Оптимизация здоровьесберегающей среды ДОУ • Развитие системы оценки качества образования в ДОУ • Приведение в соответствие с ФГОС ДО развивающей предметно17 пространственной среды • Развитие кадрового потенциала ДОУ Цель развития ДОУ Повышение качества образования и воспитания, обеспечивающего развитие ребенка, через внедрение инновационных процессов в образовательном учреждении и учетом требований современного общества, современной образовательной политики. 4.1. Основные задачи: 1.Создать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром с учетом этнокультурной ситуации развития детей путем усовершенствования предметноразвивающейся среды в соответствии с ФГОС ДО; 2. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования услуг различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 3. Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части освоения педагогами технологий в интеграции образовательных областей; 4. Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе; 4.5. Ожидаемые результаты: 1. Освоение вариативных Программ и новых форм воспитания и обучения, посредством организации кружковой деятельности различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей; Созданиеусловий, содержательно – насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной предметно – развивающей среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческого потенциала каждого ребенка. 2.Эффективное использование форм, методов и средств воспитания, обеспечивающих приобщение детей к здоровому образу жизни и физической культуре 3.Совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ. 4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.отвечающего современным требованиям образовательной политики. 5. Создание творческих проектов в ДОУ с родителями воспитанников (законных представителей) для активного участия в образовательном процессе. 6. Повышение качества образования за счёт организации взаимовыгодного сотрудничества с новыми социальными партнерами. 18 Программа развития реализуется в три этапа Организационно – подготовительный этап (создание условий и Практический этап формирование структуры 2019 - 2020 реализации 2018-2019 1. Реализация 1. Анализ состояния подпрограмм деятельности ДОУ по направлениям развития (с позиции администрации ДОУ, участников образовательного процесса) Заключительный этап Аналитически – информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, 2020-2021 произошедших в планов 1. Анализ результатов учреждении). деятельности ДОУ за период реализации Программы. 2. Корректировка планов (при 2. Анализ промежуточных 2. Оценка результатов необходимости) реализации результатов деятельности с деятельности подпрограмм целью дальнейшей корректировки 3. 3. Совершенствование 3.Составление проекта Создание необходимых условий деятельности ДОУ Программы развития на 2021условий для реализации по реализации Программы. 2025г.г. подпрограмм Программы Принципы реализации концепции Принцип гуманизации - обеспечивает равнодоступный для каждого ребенка выбор уровня, качества и направленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях и общекультурном наследии человечества. Принцип открытости – предоставление непрерывного базисного и дополнительного образования в различных его формах. Принцип открытости обусловлен типом взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и находит свое выражение в продуктивных формах деятельности. Принцип динамичности в контексте образовательного пространства ДОУ выражается в быстром обновлении информационного поля и реализации новых требований социума. Одним из средств инициирования и сопровождения этих изменений является мониторинг образовательного процесса. Принцип развития предполагает качественные изменения, происходящие внутри ДОУ, в ходе которых сохраняется все лучшее и приобретаются новые свойства, позволяющие учреждению развиваться и продуктивно взаимодействовать с социумом в новых динамичных условиях. 19 Принцип интеграции – включение в структуре ДОУ новых элементов и организация взаимодействия внутри новообразований и между ними, а также межсистемное взаимодействие ДОУ с другими структурами социума. Принцип индивуализации ориентирован на развитие индивидуальности всех участников образовательного процесса (ребенка, родителя, педагога), раскрытие их природных способностей, творческого потенциала и выражается в выстраивании индивидуальной траектории развития. Принцип социализации предполагает эффективное позиционирование учреждения в социальном пространстве. Принцип инновационности образования реализуется путем перевода ДОУ в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых технологий образовательного процесса. Миссия ДОУ. 1. По отношению к социуму: быть конкурентоспособным ДОУ, предоставляющим доступные качественные образовательные услуги, удовлетворяющие потребностям социума и государства. 2. По отношению к коллективу ДОУ: создание условий для профессионального, творческого и личностного роста сотрудников, обеспечение комфортного нравственнопсихологического климата. 3. По отношению к детям: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития и успешности ребенка. Главные ценности. Здоровье, развитие любознательности, творческие способности, индивидуальные склонности и интересы ребенка, единство образовательного пространства семьи и ДОУ. 6. Раздел IV Программные мероприятия 6.1 Инновационные риски При реализации программы развития могут возникнуть определённые риски: 1. Программа может быть реализована частично из-за недостаточного финансирования. 2. Частичная реализация программы возможна при сопротивлении, непонимании и неприятии родительским сообществом значимости дополнительных образовательных услуг, необходимых для полноценного развития ребёнка. 3. Отсутствие взаимопонимания между членами коллектива, родителями воспитанников, разобщенность целей и задач, несовершенство системы стимулирования может привести к конфликтным ситуациям и стать угрозой для реализации программы. 4. Отсутствие информированности о предоставляемых детским садом образовательных услугах может отразиться на позитивном имидже образовательного учреждения и привести к спаду спроса. 5. Некорректное внедрение инновационных проектов может привести к сбою системы всей деятельности. 6. Отсутствие диагностической программы по определению эффективности функционирования и развития детского сада на основе индикаторов качества может способствовать возникновению конфликтов при оценке деятельности каждого педагога. 7. Заорганизованность администрации детского сада не позволит качественно осуществлять контроль. 20 Мероприятия и условия их реализации Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Изменения возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться: на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника ДОУ, на ценности качества и эффективности проделанной работы. Направления, мероприятия Ежегодные затраты и источники финансирован ия Бюджетные, внебюджетные д/с средства на Обучение сотрудников МАДОУ «Ладушки» курсах повышения квалификации различного уровня и направленности Обучение сотрудников на курсах переподготовки кадров(профстанд арт) Аттестация педагогических кадров Участие Внебюджетные педагогических средства работников и воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня Оформление Бюджетные ежегодной средства подписки на методическую литературу Приобретение Бюджетные Конечные результаты Срок исполнения Ответственн ые исполнители Повышение 2019г.-2023г. Педагоги ДОУ профессионального мастерства специалистов, достижение целевых показателей в рамках реализации ФГОС ДО Повышение профессионального мастерства специалистов, исполнение закона «Об образовании» Исполнение закона об образовании, материальное стимулирование, пропаганда личных достижений Распространение передового педагогического опыта и творческих достижений воспитанников, повышение имиджа ДОО Повышение профессионального роста, компетентности педагогов и совершенствование методической службы ДОУ Пополнение 2019г.-2023г. Заведующий Согласно графика аттестации Заведующий 2019г.-2023г. Педагоги ДОУ, родители воспитанников Ежегодно Заведующий 2019г.-2023г. Ежегодно Заведующий 21 детской средства литературы, пособий, игр, игрушек Приобретение Бюджетные детской мебели в средства группы (замена пришедшей в негодность) Проведение Бюджетные, мероприятий по внебюджетные обеспечению средства охраны жизни и здоровья воспитанников Приобретение Бюджетные программ для средства автоматизации управления ДОУ Техническое Бюджетные сопровождение средства собственного web сайта Организация пространства, использование оборудования, развивающей Бюджетные средства библиотеки ДОО, методического кабинета в рамках реализации ООП Обогащение предметно развивающей среды в рамках реализации требований образовательной программы, соблюдение требований СанПиН Охрана жизни и здоровья воспитанников МДОУ, устранение опасности травмирования воспитанников Расширение информативного пространства внутри учреждения, создание электронной базы данных, проведение аналитической работы Расширение информативного пространства внутри учреждения и вне его, которое будет способствовать повышению не только информированност и педагогов, но и их профессиональной компетентности Индивидуализация образовательного процесса 2019-2023гг. Заместитель заведующего по АХЧ Ежегодно, Заместитель по мере заведующего необходимос по АХЧ ти Ежегодно 2019-2023 гг. Заведующий Педагогически й коллектив ДОУ Ежегодно Заведующий Педагогически й коллектив ДОУ Ежегодно Администрато р сайта Ежегодно Заведующий 22 предметнопространственной среды в целях благополучия и развития ребёнка Развитие материальнотехнической базы ДОУ Обеспечение участия всех субъектов в управлении образовательным процессом Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников Совершенствован ие методической работы с педагогическими кадрами Стимулирование мотивационноценностного отношения и теоретической готовности к работе педагогов Бюджетные средства Внебюджетные средства Бюджетные средства Бюджетные, внебюджетные средства Бюджетные средства Взаимодействие Внебюджетные ДОУ с средства родителями воспитанников Совершенствован Бюджетные, ие условий для внебюджетные реализации ООП средства ДОО Повышение Ежегодно эффективности работы всех звеньев ДОУ Повышение Ежегодно качества образования, имиджа ДОУ Заведующий Снижение детской Ежегодно заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, овладение разнообразными видами двигательной активности Профессиональный Ежегодно рост педагогов Медицинская сестра, педагоги, родители Заведующий Заведующий Улучшение 2020 - 2025гг Заведующий психологического климата в коллективе, положительная динамика роста квалификации кадров Сохранение Постоянно Педагоги ДОУ положительного отношения родителей к ДОУ, их участие в воспитательнообразовательном процессе Разработка 2019 г методик, 2023г.г. тематических планов, диагностик по отслеживанию результатов – Педагоги ДОУ 23 Взаимодействие с социумом Повышение качества образования, имиджа ДОУ 2019-2023 Педагоги доу 7. РазделV Управление программой развития Структура управления программой развития состоит из следующих основных элементов: 1. Творческая группа Программы развития 2. Педагогический совет учреждения. Непосредственное руководство реализацией Программы администрация дошкольного образовательного учреждения. развития осуществляет № п/п 1 Организационные Функции в управлении формы Ежегодный отчёт по реализации Определение стратегической политики основных мероприятий Программы дошкольного учреждения (ориентиров развития развития) Выявление образовательных потребностей педагогов и родителей на перспективу Экспертная оценка эффективности текущих преобразований Утверждение механизмов профессионального и общественного контроля над развитием образовательной ситуации в дошкольном учреждении 2 Творческая группа программы развития Содействие становлению стратегической направленности в деятельности детского сада Содействие развитию управленческих навыков у руководителей структурных подразделений проектов и программ Формирование финансовой, экономической, правовой и управленческой компетентности у сотрудников, имеющих влияние на развитие образовательной ситуации в ДОУ Анализ состояния детского сада Организация и проведение практических семинаров, связанных с реализацией Программы развития ДОУ Консультационная поддержка педагогических инициатив Проведение экспертизы качества программных мероприятий 24 Участие в разработке нормативных документов, касающихся развития дошкольного учреждения 3 Педагогический совет учреждения Экспертиза направленности и содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении Участие в разработке нормативно-правовой документации по вопросам развития детского сада Оказание информационной и интеллектуальной поддержки инициативам, проектам и программам 8. Раздел VI Подпрограммы Программы развития 6.1. Подпрограмма «Поиск и реализация инновационных форм по образовательновоспитательной работе» Цель подпрограммы: продолжение работы по поиску и реализации инновационных форм работы, совершенствование опыта практической деятельности педагогов ДОУ Задачи подпрограммы: 1. Выявить профессиональные затруднения педагогов. 2. Разработать систему мероприятий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. 3. Изучить и внедрить передовой педагогический опыт. Сроки реализацииподпрограммы. Срок реализации подпрограммы «Поиск и реализация инновационных форм по образовательно-воспитательной работе» 2019 - 2023 годы. 25 План мероприятий по реализации подпрограммы № Мероприятие п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6 7. 8. Ответственные Срок реализации Заведующий Инструктивно-методическое сопровождение по ознакомлению педагогического коллектива с новыми нормативными документами, методическими материалами Консультация для педагогов по ведению заведующий документации в соответствии с новыми нормативными документами Повышение профессионального уровня Заведующий педагогических кадров в вопросах Воспитатели использования в практике работы -современных технологий дошкольного образования: - курсовая подготовка; - участие в работе объединений педагогов разного уровня; - транслирование опыта работы через участие в конкурсах, участие в районных методических объединениях январь - декабрь 20192023г(по мере поступления документов) Мониторинг образовательных заведующий потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ Информатизация образовательного заведующий процесса в ДОУ: - обновление компьютерной техники (приобретение мультимедийного оборудования) Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в ДОУ, экспертиза качества Заведующий, образовательного процесса в ДОУ Рабочая группа Открытые мероприятия, участие в воспитатели методобьединениях, мастер классах 2019-2023 г. Педагогический совет. Заведующий, 2019-2023 2019-2023 2022 г. декабрь 2020 г. 2019-2023 г. 1 26 Управление реализацией подпрограммы «Поиск и реализация инновационных форм по образовательно-воспитательной работе : - администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа) Рабочая группа: - определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий - формируют предложения (с обоснованием) по корректировке - осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы Отчет о реализации подпрограммы: - перечень завершенных за отчетный период мероприятий; - перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; - анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. 6.2. Подпрограмма «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» Цель подпрограммы: совершенствование оздоровительной деятельности ДОУ, обеспечивающей приобщение детей к здоровому образу жизни и физической культуре. Задачи подпрограммы: 1. Выявить уровень профессиональной готовности педагогов по реализации эффективных здоровьесберегающих технологий. 2. Разработать план повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесберегательной деятельности. 3. Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и требованиями безопасности помещения ДОУ, материально-техническую базу и развивающую предметно-пространственную среду. 4. Изучить и распространить передовой педагогический опыт других образовательных учреждений, позволяющий сформировать у детей понятие «здоровый образ жизни»; повысить интерес к физической культуре и спорту; снизить показатели заболеваемости детей. 5. Периодически (2 раза в год) проводить диагностику физического развития и здоровья воспитанников ДОУ с целью определения эффективности реализации проекта. Сроки реализации подпрограммы. Срок реализации подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» 27 2020 - 2025 годы. План мероприятий по реализации подпрограммы № п/п Мероприятие Ответственные Разработка программы мониторинга качества оздоровительной деятельности Рабочая группа ДОУ. 2. Мониторинг качества оздоровительной деятельности ДОУ. воспитатели 3. Консультация для педагогов заведующий «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» 4. Рабочее совещание. Итоги выполнения Заведующий, подпрограммы за отчетный период воспитатели Рабочая группа 2 этап (июль 2020г. - сентябрь 2025 г.) 1. Разработка и реализация проекта летней оздоровительной кампании педагоги ДОУ 2. Мониторинг образовательных заведующий потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в области здоровьесбережения 3. Повышение профессиональной воспитатели компетенции педагогов в вопросах применения эффективных здоровьесберегавющих технологий в рамках мероприятий ДОУ, районного, городского уровня 4. Разработка и реализация проекта по Администрация, созданию безопасной предметно- Рабочая группа пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями образовательной деятельности новых программ и технологий. Рабочее совещание. Итоги выполнения 5 подпрограммы за отчетный период 1. Срок реализации январь - май 2020 2019-2023 май 2020 г. июнь 2020 г. июнь 2020 г.; июнь 2021 г июнь 2022 г.; июнь 2023 г апрель 2020; сентябрь 2021 г.: сентябрь 2022 г сентябрь 2023 г.; 2019-2023 сентябрь 2023г. 2019.-сентябрь декабрь 2020 г. Ожидаемые результаты: 1.Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов применения эффективных здоровьесберегавющих технологий. в вопросах 2. Приведение помещений ДОУ всоответствии с требованиями СанПиНа, техники безопасности, ФГОС ДО в рамках бюджетного финансирования 28 3. Повышение персональной ответственности сотрудников ДОУ за безопасность жизни и здоровья воспитанников ДОУ. 4. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. 5. Сформированность у детей понятия «здоровый образ жизни»; повышение интереса Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» - формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»; - осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ». . Отчет о реализации подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» содержит: - перечень завершенных за отчетный период мероприятий; Индикаторы подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ» 6.3. Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования в ДОУ» - перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. Цель подпрограммы: разработка системы оценки качества образования в ДОУ Задачи подпрограммы: 1. 2. 3. 4. Определить критерии и показатели системы оценки качества образования в ДОУ в соответствии с нормативно-правовыми актами; Сформировать и отработать процедуры сбора и анализа информации; Определить механизм взаимодействия участников образовательного процесса по результатам проведения процедур оценки качества; Создать на сайте ДОУ в сети Интернет информационную страницу для родителей, содержащей описание образовательных услуг ДОУ и раздела с оценочными материалами 29 5. План мероприятий по реализации подпрограммы « Развитие системы качества образования в ДОУ» № Мероприятие п/п 1. 2. 3. 4. Ответственные Срок реализации 1 этап июнь - февраль 2019 Разработка программы мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ. , Рабочая группа март-апрель 2019-2023гг Мониторинг качества образовательной деятельности ДОУ. воспитатели сентябрь 2019г. Консультация для педагогов заведующий «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ» июнь 20120-20ггг. Рабочее совещание. Итоги выполнения подпрограммы за отчетный период Заведующий, Рабочая группа 2 этап. 1. Совершенствование условий ДОУ для исследовательской и проектной деятельности детей педагоги ДОУ 2. Мониторинг образовательных заведующий потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в области инновационных технологий 3. Повышение профессиональной заведующий компетенции педагогов в вопросах применения эффективных инновационных технологий в рамках мероприятий ДОУ, районного, республиканского, российского уровня 4. Участие воспитанников в соревнованиях, конкурсов различного Заведующий уровня воспитатели 5. Разработка и реализация педагоги ДОУ образовательных проектов, направленных на развитие творческого потенциала ребенка-дошкольника 6. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОУ Педагоги доу 7. Комплексная оценка эффективности применения инновационных технологий Заведующий, в образовательной деятельности ДОУ. Рабочая группа 2019-2023 Сентябрь 2019-23гг 2019-2023гг 2019-2023гг , сентябрь2020г,сентябрь 2023 г. Март-апрель 2019-2023гг ноябрь 2019 -2023г г. 30 8. 1. 2. 3. 4. Рабочее совещание. Итоги выполнения Заведующий, подпрограммы за отчетный период Рабочая группа 3 этап Распространение ППО по применению Педагоги доу инновационных технологий Развитие информационной культуры заведующий педагогов и расширение использования ИКТ в образовательной деятельности Комплексная оценка качества образовательной деятельности ДОУ. Заведующий, Рабочая группа Итоги выполнения подпрограммы за отчетный период Заведующий,, Рабочая группа сентябрь 2020-2023г г. 2019-2023гг 2019-2023гг 2023г декабрь 2023 Ожидаемые результаты: 1.Наличие системы оценки качества образования, обеспеченных критериями, показателями и процедурами оценки качества не менее, чем по 5 областям деятельности ДОУ. 2.Наличие механизма реализации управленческих решений по результатам оценки качества образования в ДОУ. 3.Наличие информационной страницы на сайте, содержащей актуальную информацию об образовательных услугах, реализуемых в ДОУ. Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ» Управление реализацией подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ » Программы осуществляют: - администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа) Рабочая группа: - определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ»; - формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ»; - осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ». Отчет о реализации подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ» содержит: - перечень завершенных за отчетный период мероприятий; - перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; - анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. 31 6.4. Подпрограмма «Развитие кадрового потенциала ДОУ» Цель подпрограммы: совершенствование условий для профессионального развития кадрового потенциала ДОУ, обеспечение 100% кадрового состава Задачи подпрограммы: 1. Повышение квалификации педагогов ДОУ. 2. Привлечение молодых педагогов для работы в ДОУ. обеспечение 100% кадрового состава Срок реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ» 2019— 2023 3. Совершенствовать систему нематериального успешных педагогов. План мероприятий по реализации подпрограммы № Мероприятие п/п стимулирования Ответственные Рабочая группа Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ 2 воспитатели Прохождение курсов повышения квалификации, первая помощь 3 Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» заведующий 4 Заведующий Повышение квалификации воспитатели 5. Итоги выполнения подпрограммы за отчетный период Заведующий, Рабочая группа 2 этап сентябрь2020г. - сентябрь 2021 г.) Мониторинг образовательных потребностей и Заведующий профессиональных затруднений педагогов ДОУ в 1. области инновационных технологий 1. творческих, Срок реализации январь – май 2019 Январь-май 2019 май 2019 г. Январь-май 2019 Май 2020 г. сентябрь 2020; сентябрь 2021: 32 2. 3. 4. 6. Повышение профессиональной компетенции Воспитатели, педагогов в вопросах применения эффективных педагоги доу инновационныхтехнологий в рамках мероприятий ДОУ, районного уровня Работа по повышению уровня компетенции Заведующий педагогов: Педагоги доу - работа в рамках наставничества; - создание условий для участия в конкурсах профессионального мастерства, проектной деятельности, обеспечение возможности обучения, возможности повышения квалификации, - материальное и мотивационное стимулирование, обеспечение возможности транслировать передовой опыт, создание безопасных условий труда; - мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания; - выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикациях Привлечение молодых воспитателей для работы в заведующий СМИ, проектной деятельности. доу Итоги выполнения подпрограммы за отчетный Заведующий, период старший воспитатель, Рабочая группа 3 этап 1. КПК в рамках графика ДОУ 2. 3. 4. Заведующий воспитатели, педагоги доу Повышение правовой культуры сотрудников ДОУ; Заведующий, знаний нормативно-правовых аспектов, старший регламентирующих деятельность ДОУ. воспитатель Мониторинг эффективности мероприятий по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ. Заведующий, Рабочая группа . Итоги выполнения подпрограммы за отчетный Заведующий, период старший воспитатель, Рабочая группа сентябрь 2020сентябрь 2023 сентябрь20 20-сентябрь 2023 сентябрь 2020г.сентябрь 2023 г. Сентябрь 2020-2021 октябрь 2022-2023г 2020- 2023 декабрь 2019-2023 декабрь 2020 33 Ожидаемые результаты: 1. Повышения квалификации педагогов доу 2.Обеспечение 100 % педагогического состава 3.Развитие системы нематериального стимулирования творческих, успешных педагогов. Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ» Управление реализацией подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ» Программы осуществляют: - администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа) Рабочая группа: - определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ»; - формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ»; - осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ». Отчет о реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ» содержит: - перечень завершенных за отчетный период мероприятий; Индикаторы подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ» № п/п Наименование индикатора Еди ница измеения 20192020 20212022 ед. 2 3 4 Количество педагогов, пользующихся банком методических материалов и ед. образовательных ресурсов, как района, так и других уровней, включая Интернет- ресурсы 5 5 5 1 2 3 1 20222023 Количество педагогов прошедших аттестацию 2 3 - Количество видов нематериального стимулирования педагогов, ед. используемых в ДОУ перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. 34 6.5. Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» Цель подпрограммы: осуществление эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ для привлечения их к активному участию в совместной деятельности, направленной на развитие, образование и воспитание детей. Задачи подпрограммы: 1. Выявить уровень готовностиродителей (законных представителей) к сотрудничеству с ДОУ 2. Разработать план взаимодействия с семьями воспитанников на основе их запросов. 3. Внедрить эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ для взаимовыгодного взаимодействия по решению образовательных задач Сроки реализации подпрограммы. Срок реализации подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» 2019-2023 годы. 35 План мероприятий по реализации подпрограммы Ответственные № Мероприятие п/п 1 этап (январь - июнь 2019) 1. Мониторинг образовательных потребностей и воспитатели затруднений родителей (законных представителей) ДОУ в вопросах воспитания и развития детей 2. Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи» воспитатели 3. Итоги выполнения подпрограммы за отчетный период Заведующий, воспитатели рабочая группа 2 этап Вовлечение родителей в образовательный процесс: Воспитатели, педагоги доу - Дни открытых дверей; 1. - посещение занятий; - совместное проведение праздников; - создание совместных педагогических проектов 2. Повышение родительской компетенции в вопросах Заведующий воспитания, образования и развития детей через воспитатели проведение «круглых столов» с приглашением педагогов начальных классов, школ, психологов, медиков и т д. 3. Выявление интересного и полезного опыта Заведующий, семейного воспитания и трансляция его через педагоги ДОУ мастер-классы, фотовыставки,, размещения на сайте ДОУ 4. Итоги выполнения подпрограммы за отчетный Заведующий период рабочая группа 1 2 3 3 этап Привлечение родителей к управлению и развитию Заведующий, ДОУ: педагоги ДОУ - родительский совет; - участие в педсоветах, производственных Информирование родителей об уровне развития и Заведующий, совещаниях здоровья детей педагоги ДОУ Срок реализации январь 2019 май сентябрь 2019 г. Май 2020 январь 2020 май2023 2019-2023г 2019-2023 Май 2019Май 2023 2019-2023 2019-2023 Мониторинг эффективности использования новых Заведующий, форм взаимодействия всемьями воспитанников педагоги ДОУ ДОУ. 2021-2023г Итоги выполнения подпрограммы Май 2019май 2023 Заведующий, педагоги ДОУ 36 Ожидаемые результаты: Развитие системы сотрудничества с семьями воспитанников, позволяющей: повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросахразвития, образования и воспитания детей через практические формы образования; активизировать родителей (законных представителей) для участия в жизни ДОУ путем внедрения эффективных форм взаимодействия; развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников через использование информационно-коммуникативных технологий (страничка для родителей (законных представителей )на сайте ДОУ) Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» Управление реализацией подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» Программы развития осуществляют: администрация ДОУ и рабочая группа (далее – Рабочая группа) Рабочая группа: определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»; формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»; осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ». -отчет о ходе реализации подпрограммы. - Отчет о реализации подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» содержит: перечень завершенных за отчетный период мероприятий; перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. 37 Индикаторы подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ» № п/п Наименование индикатора Еди ница измеения 20192020 20212022 20222023 1 Доля семей, участвующих в анкетировании, выявляющем запросы и трудности в ед. вопросах воспитания, образования и развития детей 35 2 Доля семей активно ед. участвующих в жизни ДОУ 30 40 50 50 60 70 20 30 35 3 4 Доля семей, повысивших педагогическую компетентность в вопросах ед. развития, образования и воспитания детей Доля семей, регулярно посещающих сайт ДОУ 50 60 38 6.6. Подпрограмма «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ» Цель подпрограммы: внедрение современных форм взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами, направленных на эффективное взаимовыгодное сотрудничество. Задачи подпрограммы: 1. Определить формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам безопасности и здоровья детей, патриотического и нравственного воспитания, художественно-эстетического развития и т.д. 2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников. 3. Формировать положительный имидж, как ДОУ, так и социального партнерства Сроки реализации подпрограммы. Срок реализации подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами 2020-2025 План мероприятий по реализации подпрограммы Ответственные № Мероприятие п/п 1 этап (январь - июнь 2019) 1. Мониторинг эффективности взаимодействия с воспитатели социальными партнерами в вопросах реализации ООП ДО 2. Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия ДОУ и социума» воспитатели 3. Итоги выполнения подпрограммы за отчетный период Заведующий, воспитатели рабочая группа 2 этап Разработка плана «Взаимовыгодное Воспитатели, педагоги доу сотрудничество с социальными партнерами» 1. 2. 4. 1 Работа по повышению уровня заинтересованности в Заведующий сотрудничестве социальных партнеров: - работа в воспитатели рамках образовательной деятельности; - создание условий для участия в конкурсах, проектной деятельности Итоги выполнения подпрограммы за отчетный Заведующий период рабочая группа 3 этап Формирование положительного имиджа, как Заведующий, образовательного учреждения, так и социального педагоги ДОУ партнера. Срок реализации январь 2019 май сентябрь 2019 г. Май 2019 январь 2019 май2023 2019 -2023г Май 2019Май 2023 2019-2023 39 2 Мониторинг эффективности использования новых Заведующий, форм взаимодействия с социальными партнерами педагоги ДОУ ДОУ. 2019-2023 3 Итоги выполнения подпрограммы Май 2019май 2023 Заведующий, педагоги ДОУ Ожидаемые результаты: 1. Развитие системы взаимовыгодного социального партнерства, позволяющего эффективно осуществлять как образовательные функции, так и функции развития, и воспитания детей ДОУ в соответствии с современными требованиями. 2. Сформированность положительного имиджа ДОУ как учреждения функционирующего в режиме открытого образовательного пространства. Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ» Управление реализацией подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ» Программы осуществляют: администрация ДОУ и рабочая группа (далее – Рабочая группа) Рабочая группа: определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»; формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»; осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ отчет о ходе реализации подпрограммы. Отчет о реализации подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ» содержит: перечень завершенных за отчетный период мероприятий; перечень незавершенных за отчетный период мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения мероприятий. 40 Индикаторы подпрограммы «Взаимодействие с социальнымипартнерами ДОУ» № п/п Наименование индикатора 1 2 Еди ница измеения Доля социальных партнеров, участвующих в реализации ед. планов взаимодействия в соответствии с заключенными договорами Количество благодарностей как педагогам, так и ДОУ от социальных партнеров за ед. взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество 20192020 3 3 20212022 4 20222023 4 4 4 41 Литература: 1. ФГОС ДО. 2. Виноградов В.Н. Программа развития образовательного учреждения как бизнес-план: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб, 2006. 3. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г. 4. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление дошкольным образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30 5. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации.- Сыктывкар, 2007 г. 6. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития дошкольного образовательного учреждения.- Сыктывкар,2010 г. 7. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с. 8. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера,2008 г. 9. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2010 г. 10. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006. 11. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с. 12. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. ФалюшинаЛ.И.:Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003. 13. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук.и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: ЛинкаПресс, 2009. - 320 с. 42