01.09.2022
Наблюдения за жизнью детей, для того, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком в течение дня. Разобраться в действительных причинах поведения и состояния воспитанников. Педагогические наблюдения позволяют увидеть развитие каждого отдельного ребенка, определить потребности, интересы, и умения детей, при необходимости внести изменения в среду группы, выявить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации. При этом ценность наблюдений заключается в признании уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятии его индивидуальных особенностей и права на самостоятельные действия.
Во время отстраненного наблюдения не вмешиваться в действия ребенка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни).
Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого для определения уровня знаний.
Проводятся наблюдения в периоды активной деятельности детей. Особое внимание обращается на те моменты, когда ребенок впервые проявил какие-либо качества или способности. В отдельных случаях делается фотографии и видеозаписи, они помогают впоследствии составить комплексное видение происходящего. Наблюдая и не вмешиваясь в их действия детей,можно сделать для себя очень важное открытие, самостоятельная игра позволяет детям самим выбирать не только предметы или партнеров, но и регулировать темп, ритм, последовательность действий.
Выводы могут охватывать целый спектр особенностей и достижений ребенка.
Чтобы отразить факты, свидетельствующие об уровне и динамике развития детей, можно вести дневники. Форма введения может быть разной.
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надежность и достоверность. Наблюдения за детьми должны быть дополнены информацией полученной от семьи для того чтобы коллективно обсудить и оценить ситуацию развития ребенка и уже вместе принять решение о дальнейших действиях.